Применение пневматической шины для колес автотранспортных средств впервые предложено инженерами из США Джорджем Стиллманом и Александром Брауном более 120 лет назад. Технологию практически сразу начали активно использовать и Европе. Этому поспособствовали французские инженеры Эдуард и Андре Мишлен, а также шотландский изобретатель Джон Бойд Данлоп. Стоит отметить, что последний придумал покрышку, содержащую внутри воздух, но применялась она исключительно для карет и велосипедов. В наше время пневматическая шина представляет собой одну из самых старых частей конструкции авто. В обозримом будущем, несмотря на прочные позиции, она может утерять свои позиции.
Разные варианты форм
Разработчики автопокрышек уже давно сделали вывод, что полностью круглая форма не является идеальной. Поэтому шины начали производить с различными видами рельефов, которые придают изделию особые свойства. Компания Continental разработала автошину, способную выявлять трансформации в своей структуре. Специальные сенсорные датчики, помещенные в резину, способны распознавать изменение температуры резины и глубины протектора. В случае значительных отклонений от нормы они подают водителю сигнал. Такие устройства могут быстро распознать прокол резины, определить состояние дорожного покрытия (лед, снег, вода). На ледяной дороге автопокрышка увеличивает площадь контакта для улучшения сцепления, а на сухих участках степень контакта уменьшается, чтобы сэкономить топливо.
Инженеры Goodyear сделали еще шаг вперед, разработав колесо в форме шара. С помощью 3D-принтера они создали изделие, внутрь которого поместили батареи и электромоторы, приводящие автомобиль в движение. Отличительная черта такого колеса заключается в возможности поворачиваться в разные стороны. При этом существует и значительный недостаток — отсутствие фиксации. Однако разработчики утверждают, что автошину будет держать магнитное поле. Впитывая воду, такое колесо становится мягче — это, в свою очередь, улучшает возможность сцепления и повышает безопасность во время движения.
Корейские изобретатели придумали несколько разновидностей автопокрышек: для спорткара, гидроскутера, автобуса, а также автомобилей, применяемых в каршеринге. Согласно идее разработчиков, форма шины меняется с учетом условий движения и рельефа дорожного полотна. К примеру, благодаря подвижности шины и обода авто сможет без особых усилий подняться по лестничному сооружению, а при резком повороте перемещаемые резиновые ламели дают возможность сохранить стабильное движение.
Современные концепции
Аналогично и корейский производитель Kumho считает, что шина будущего — это изделие, меняющее конфигурациею своей поверхности. В основе презентованной им концепции Maxplo лежит отказ от воздуха внутри покрышки, а также блоки протектора, которые меняют рисунок с учетом типа дорожного полотна и таким образом избавляют от тряски. Внутри протектора находятся специальные шипы, которые нужно выпустить на поверхность в холодную пору года. Таким образом, данный вид автошин подходит для всех временных сезонов, избавляя от необходимости покупать летнюю и зимнюю резину.
Не отстают и японские разработчики. Инженеры компании Toyo произвели шины Noair, не требующие подкачки. Они состоят из резины, углепластика, смоляных спиц и заменяют собою целое автомобильное колесо. Японцы обещают очевидную выгоду от своего изобретения. Во-первых, уменьшение сопротивления качению экономит бензин. Во-вторых, снижение тормозного пути повышает безопасность на дороге. И, в-третьих, увеличенная прочность.
Разработчики фирмы Goodyear вместе с учеными NASA придумали специальные «шины» для космических аппаратов. Они не нуждаются в закачке воздуха, поскольку в среде, где они применяются, его нет. Такие колеса изготовляются из сплава титана, стали и никеля, обладают способностью сохранять в памяти форму и воссоздавать ее после деформации. Инженеры уверяют, что подобные модели можно использовать и для обычных транспортных средств.
Покрышки-помощники
Производитель Goodyear разработал покрышки, способные аккумулировать тепловую энергию с дальнейшим превращением в электрическую. Вероятно, такая шина может стать станет заменой генератору, а также будет применяться в качестве дополнительного источника питания для электромобилей.
Разработчики Dunlop предложили идею автошин со специальными датчиками, которые измеряют температуру и давление. Сведения поступают в электронный блок управления машины и используются для настройки системы безопасности.
Монолитная шина Vision, которую нельзя проколоть, — современная разработка компании Michelin. Датчики, вмонтированные внутрь покрышки, отслеживают уровень ее износа. Когда изделие становится непригодным для дальнейшего использования, его можно реанимировать при помощи 3D-принтера. Трехмерная печать позволяет создавать разный рисунок поверхности шины — для спортивных, внедорожных или обычных автомобилей. Покрышка изготовлена из натуральной древесины, каучука, апельсинов и сахара.
Необычным компонентом в составе отличается и шина Continental, создаваемая из одуванчиков. Кроме необычного материала, она не имеет каких-либо удивительных характеристик.
По материалам https://ria.ru/avto/
Добавить комментарий